Джон Стейнбек

«К востоку от Эдема»

Очень душевная неторопливая книга. Много авторских отступлений, размышлений о человеческой природе. Образы героев в некотором роде собирательные, но не теряют от этого в объемности.
В основе романа осмысление, обыгрывание истории о Каине и Авеле, размышления о величии и грехопадении, о том, что есть зло и добро. Это извечные изыскания о душе человека, ведь как говорит в своем романе сам Стейнбек: «Все наши романы, вся поэзия вертятся на непрекращающейся борьбе добра и зла в нас самих».

Если честно, сложно писать об этом романе и оценивать его, так как кажется, во-первых, что все возможное уже сказано и разобрано, а во-вторых - практически толкает на сочинение на тему братских отношений в романе. Это непрерывное повторение смертного греха, начиная с первого грешника - Каина, в его детях и их детях. Это цикличность истории, бесконечная спираль развития.
Я не могу сказать, что переживала с героями их удачи и поражения, но с ролью сказителей они справились на отлично. Единственный непонятный для меня момент остался в понимании Кэти через несколько дней после родов, когда ее поступок определил судьбу многих героев романа. Расчетливая, презирающая мужчин (одни из финальных монологов, кстати, породил вопрос: когда же она пришла к такому отношению, хоть сам Стейнбек и говорит о неком врожденном пороке, кажется, будто должно быть еще что-то, возможно даже мелкое и незначительное, но должно), видящая в людях пороки и закрывающая глаза на добродетели. Она, стремящаяся к полной независимости (финансовой ли, дружеской ли), внезапно покидает дом Адама с пустыми руками, когда могла бы ободрать его до нитки. Это ведь был шанс ничем не хуже остальных, и совесть бы ее за это не мучила. В общем, вот мой единственный минус.

О сюжете могу сказать, что ближе к концу создается некая интрига, в то время как остальную часть романа просто идешь от одной вехи в жизни героев к другой. Стейнбек же выступает в роли наблюдателя, сказителя и философа. Главная связующая идея "К востоку от Эдема" умело огранена и дополнена другими мыслями.: в романе поднимаются вопросы или, скорее, даются риторические суждения об ответственности человека, его величии, о саморазрушении и чувстве вины, о порочности.
И как ни странно, а возможно, наоборот, закономерно, это роман о безграничных человеческих возможностях. О том, что каждый – повелитель своей судьбы, хозяин своих страстей. Ведь «тимшел» значит «можешь господствовать».

@темы: "Книги"